Поддержать «Добрею»

Бобат-терапия (нейродинамическая реабилитация) — один из эффективных способов реабилитации детей с органическими поражениями центральной нервной системы, дефектами ее развития или с неврологическими последствия других заболеваний.

Она является нейроразвивающей практикой, целью которой является коррекция двигательных стереотипов, недостаточных движений. Основная сфера применения – восстановление правильных движений при ДЦП.

Согласно концепции Бобат развитие нервной системы определено генетически. Оно обусловливается генетической программой, которая формируется еще в утробе матери при развитии плода. Вместе с этим мозг обладает огромными компенсаторными возможностями и способен к восстановлению генетически заданных стереотипов движения. Это означает что даже врожденные дефекты развития могут быть компенсированы за счет принятых во время мер.

Бобат-терапия основывается на индивидуальном подходе к каждому пациенту. Уникальность каждого человека и каждого клинического случая диктует поиск уникального пути реабилитации. В некотором смысле Бобат-терапия – не лечение, а образ жизни. Роль терапевта заключается в том, чтобы помочь человеку действовать наилучшим образом, помогая противодействовать любому нежелательному увеличению тонуса и стимулируя даже самые незначительные движения пораженных атоничных областей.

Задача терапевта направлена на максимально возможное восстановление потенциала пациента в рамках ограничений поврежденной ЦНС, способной компенсировать работу пораженной части за счет активации здоровых зон.

Принципы Бобат-терапии:

  • лечение должно быть безболезненным;
  • ребенка нельзя подгонять, ему нужно некоторое время чтобы адаптироваться;
  • важно соблюдать последовательность этапов нормального двигательного развития пациента (то есть, если он в первую очередь должен научиться переворачиваться, потом держать головку, сидеть, ползать и т. д., то и при лечении он должен пройти все эти этапы в той же последовательности.)
  • процесс реабилитации должен быть разнообразным и комплексным;
  • движения нужно выполнять качественно и правильно;
  • применять специальные позы, подавляющие развитие патологических рефлексов;
  • пациент должен доверять вам на столько, чтобы при упражнениях полностью расслаблял свои мышцы;
  • работать коллективно: заниматься с ребенком должна семья, воспитатели и разные специалисты (логопеды, ортопеды, психологи, педагоги) чтобы задействовать все направления развития ЦНС;
  • нужно реально оценивать возможности ребенка и сообщать их родителям;
  • регулярно проводить повторные осмотры пациента с целью коррекции системы лечения.

Все действия бобат-терапии ориентированы на достижение одной из трех целей:

  1. Запрещающее удерживание. При этом терапевт (или родители) тормозят судорожные, патологические, непроизвольные движения ребенка. Эта стадия носит название ингибиции.
  2. Направляющие движения. Им предшествуют разнообразные растяжки, призванные снять тонусное напряжение мышц и убрать его фиксацию (физическую память тела). Далее терапевт двигает отдельными конечностями ребенка в правильном, нужном ритме и направлении. Тело должно запомнить верное движение, чтобы в дальнейшем в аналогичной ситуации автоматически использовать именно его. Этот этап получил название фацилитации.
  3. Стимуляция ребенка на достижение желаемого результата. Обычно все занятия включают в себя привычные и любимые ребенком игры либо элементы обслуживания, которые со временем переходят в самообслуживание. Все мероприятия должны проводиться командно, с участием не только терапевта и ребенка, но и с привлечением родителей, которые со временем заменят врача-инструктора

Бобат-терапия противопоказана:

  • При эпилепсии в период активных приступов.
  • Лицам с выраженными психическими расстройствами.
  • При наличии острых воспалений и лихорадочных состояний.